Понятия со словосочетанием «дореволюционные годы»

Связанные понятия

Школы-коммуны — учебно-воспитательные заведения интернатного типа, появившиеся в 1918 году в РСФСР в соответствии с «Положением о единой трудовой школе РСФСР». В основном входили в систему опытно-показательных учреждений (ОПУ) Наркомпросов республик, на практике разрабатывая советскую педагогику и идею трудовой школы.Были школы-коммуны 1-й ступени (4-7 лет обучения) и 2-й ступени (9 лет обучения). Иногда при них имелись детский сад и профшкола. В школы-коммуны принимались дети красноармейцев, бедняков...

Подробнее: Школа-коммуна
Трактир «Капернаум» — одно из излюбленных литераторами мест встреч, игравших роль своеобразных общественно-политических клубов и характерных для петербургской культуры конца XIX — начала XX веков.
Юря́тин — вымышленный город, в котором происходит часть событий романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
Несмотря на отдельные недостатки в работе тружеников водного промысла, руководство ГУП «Водоканал СПб» приняло решение увековечить их память. Перед центральным входом в водонапорную башню на Шпалерной улице, установлена скульптура водовоза первой половины XIX века. По словам автора композиции скульптора Сергея Дмитриева, в процессе работы ему не мешал образ водовоза из фильма «Волга-Волга». Об этом комическом герое скульптор не вспомнил, однако просмотрел множество исторических материалов и не упустил...

Подробнее: Памятник Петербургскому водовозу
Театр на Моховой — государственный («императорский») театр, действовавший в Москве, во флигеле дома Пашкова с 10 (22) апреля 1806 по 14 (26) октября 1824 года.
Учёные расходятся во мнении, является ли образ пошехонцев в литературе как невесёлых и неумелых мужиков и баб фольклорным или привнесённым в фольклор несколькими профессиональными литераторами XIX и XX веков. Согласно поговоркам, они и «в трёх соснах заблудились», и «на сосну лазили Москву смотреть».

Подробнее: Образ пошехонцев в литературе
«Моско́вский рабо́чий» — бывшее издательство МК и МГК КПСС, основанное в январе 1922 года в Москве.
Уса́дьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами.
Ничевоки — российская литературная группа, сложившаяся в Москве в начале 1920 года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону.
Чайковцы — члены народнических кружков, получивших название по имени одного из лидеров — Н. В. Чайковского.
Дом-музей I съезда РСДРП ― музей в память о I съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), проходившем в Минске.
«Яр» — название нескольких знаменитых ресторанов в Москве XIX — начала XX века. «Яр» пользовался популярностью у представителей богемы и был одним из центров цыганской музыки. В настоящее время ресторан работает в здании отеля «Советский».
Пермское тайное общество (кружок А. И. Иконникова) — революционная политическая организация, действовавшая в Перми в 1860—1862 гг.
Дом-комму́на — яркое архитектурное и социальное явление 1920-х — начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «обобществления быта», одно из проявлений эпохи советского авангарда.
Московское купеческое собрание было открыто в Москве 1804 году, ранее (в 1786—1796 годах) действовало как Купеческий клуб. Оно располагалось на Ильинке, а в 1839 году переехало на Большую Дмитровку. В первой половине XIX века членами Купеческого собрания могли быть не только купцы, но и профессора, врачи, художники. С 1859 года в клуб принимали только представителей купеческого сословия. С 1879 года в члены Купеческого собрания принимали без различия «званий и состояний». Купеческое собрание было...
Центральный Дом литераторов имени А. А. Фадеева — творческий клуб и культурно-просветительское учреждение в Москве.
Дом творчества писателей в СССР — пансионаты для писателей (таковыми в СССР признавались члены Союза писателей СССР). Начали массово создаваться после образования СП СССР в 1934 году.
Кумысолечебница Нестора Постникова — второе в мире кумысолечебное заведение (1-е открыли в 1854 году в с. Богдановка Самарской губернии). Была открыта 5 мая 1858 года Нестором Постниковым в шести верстах от Самары, за Винным оврагом (современное название — Постников овраг).
Соло́менная сторо́жка — историческая местность на севере Москвы, получившая своё название по крытому соломой дому сторожа, охранявшего угодия первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева)
Ленинградская пейзажная живопись — устоявшееся понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре пейзажа. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской пейзажной живописи XX века.
Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье.
Выставка «Изобразительное искусство Ленинграда», открытая в ноябре 1976 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала, по мнению В. А. Гусева и В. А. Леняшина, «заметным событием в художественной жизни страны». Впервые зрители получили возможность столь полно проследить более чем полувековой путь, пройденный коллективом ленинградских художников — «одним из крупнейших отрядов советских мастеров изобразительного искусства. Её значение определялось не только историческим аспектом, но и...
Никитинские субботники - литературно-художественный кружок (1914—1933), организованный журналисткой, поэтессой, редактором и литературным критиком Евдоксией Федоровной Никитиной.
Первая выставка ленинградских художников, открытая 24 апреля 1935 года в Русском музее, стала крупнейшим событием в жизни ЛОССХ за три года его существования.
«Среда» — московский литературный кружок, существовавший в 1899—1922 гг. Члены этого кружка собирались по средам вначале на частных квартирах (как правило, у писателя Н. Д. Телешова), а в 1909—1918 гг. — в одном из помещений Литературно-художественного кружка. Председателем дирекции долгое время был А. И. Сумбатов (Южин), которого впоследствии сменил В. Я. Брюсов.
Ве́рбовка — кустарное общество (артизанский кооператив, артель) декоративного-прикладного искусства, созданное в 1910 году в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии Российской империи помещицей Натальей Давыдовой.
Московская живописная школа (или Московская школа живописи) – устойчивое понятие, закрепившееся с конца XIX века в отношении нескольких поколений московских живописцев, тяготевших в своём творчестве к «широкому спектру традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества».
Мерчик (Всесвятское) — один из старейших усадебно-парковых комплексов Слободской Украины. Расположен на берегу реки Мерчик, на окраине посёлка Старый Мерчик Валковского района Харьковской области. Принадлежал Шидловским, которые, наряду с Кондратьевыми, были богатейшими землевладельцами Харьковской губернии.
Ительменская литература — литература малочисленной камчатской народности ительменов. Во время Российской империи азиатские ительмены были неграмотны, и литературы у них не было. История ительменской литературы начинается в конце XIX века с изучения, собирания и обработки этнографического материала по народам Севера ссыльных российских революционеров, впоследствии учёных: Владимира Тана, Владимира Иохельсона. В советский период известны работы учёных по ительменской литературе Сергея Стебницкого...
Новокрестьянские поэты — условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. К «новокрестьянским» поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина и Пимена Карпова. Начало их творческого пути приходится на 1900—1910-е годы.
Ленинградский живописный портрет — понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре портрета. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской портретной живописи XX века.

Подробнее: Портретная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда
Марты́шкино (швед. Tyris, фин. Tyrö: Тюрё) — исторический район, часть города Ломоносова к востоку от железнодорожного переезда на стыке Морской улицы и улицы Жоры Антоненко.
Ярославское книжное издательство — в 1936—1964 годах государственное книжное издательство Ярославской области (включавшей до 1944 года современную Костромскую область). По своей структуре, объёму и характеру выпускаемой продукции — типичное региональное издательство. Занималось выпуском общественно-политической, художественной, сельскохозяйственной, краеведческой литературы и т. д.
Русское торгово-промышленное общество взаимного кредита — общество взаимного кредита, созданное в 1907 в Санкт-Петербурге.
Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x годов, особенно широко — после Революции 1905 года.
Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших...
Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Урáльская горнозавóдская цивилизáция — уральская региональная культура — культурный период в истории Урала и России, начиная с XVIII века и до первой половины XIX века. Для цивилизации характерно выделение специфической культуры, наличие самобытных горных городов, многонародный состав, специфический стиль художественного оформления и др.

Подробнее: Уральская горнозаводская цивилизация
Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Школа-коммуна имени Достоевского (ШКИД, Республика ШКИД) — школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского, основанная В. Н. Сорока-Росинским в 1918 году. В 1920—1925 годах располагалась по адресу Старо-Петергофский проспект, 19.
Некрополистика — вспомогательная историческая дисциплина, главным предметом изучения которой являются кладбища (некрополи), их описание, изучение и сохранение. Очень важна для историко-генеалогических (биографических) исследований.
Театр Мошнина (также «мошнинка») — театральный зал в Москве в XIX веке в доме В. П. Мошнина в Каретном Ряду (на его месте ныне располагается Сад Эрмитаж). Наряду с «немчиновкой» и «секретарёвкой» — один из московских маленьких «театров-табакерок» по выражению В. М. Дорошевича.
Сабурова дача («Сабурка», иногда, неправильно, «Соборка») — харьковская областная клиническая психиатрическая больница № 3, один из крупнейших научных центров в области психиатрии Российской империи, СССР и Украины.
Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни к купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.
ЛЕФ («Левый фронт искусств») — творческое объединение, существовавшее в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах СССР.
Южинский кружок, он же «мамлеевский кружок» — неформальный литературный и оккультный клуб, первоначально собиравшийся на квартире писателя Юрия Мамлеева, расположенной в доме по Южинскому переулку. Считается, что собрания Южинского кружка оказали существенное влияние на идеологию и взгляды многих впоследствии известных российских гуманитариев.
Суриковцы — московское литературное объединение русских писателей и поэтов, преимущественно самоучек из крестьян и мелких ремесленников, существовавшее в 1872—1921 годах.
На́рвская заста́ва — территория на юге Санкт-Петербурга (часть Кировского района города), охватывающая площадь Стачек, начало проспекта Стачек и окрестности. Архитектурный центр района — Нарвские триумфальные ворота и ансамбль площади Стачек (в том числе наземный павильон станции метро «Нарвская»).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я